ТЕАТР:
"ОбломОFF". Роль - Ольга Ильинская. (Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева)
"Пленные духи". Роль - Любочка Менделеева. (Центр драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева)
«Белый джаз для двух Пьеро» (Театр Наций)
МЮЗИКЛЫ:
* «Дракула»;
* «Иствикские ведьмы» (Сьюки Рожмон);
* «Нотр Дам де Пари» (Флер Де Лис)
ПОДРОБНЕЕ...
"ПЛЕННЫЕ ДУХИ" БРАТЬЕВ ПРЕСНЯКОВЫХ.ЦЕНТР ДРАМАТУРГИИ И
РЕЖИССУРЫ
Под крышей Центра драматургии и режиссуры Владимир Агеев выпустил свою версию пьесы “Пленные духи”. Этот пресняковский опус, по сути, – легкий бытовой анекдот, зарисовка на тему знакомства Андрея Белого, Александра Блока и Дмитрия Менделеева. Блок живет с матушкой в своем имении Шахматово, ему скучно, душу снедает тоска по чему-то несбывшемуся, а единственный источник впечатлений – дворовый мужик Сеня. Неожиданно к ним в гости приезжает Белый и требует у Блока предъявить ему прототип героини стихов о Незнакомке. Дабы не разочаровывать гостя, ушлая маменька тут же сводит знакомство с живущими неподалеку химиком Дмитрием Ивановичем и его дочерью Любочкой и заявляет, что Любочка и есть искомый идеал. Шутка оборачивается пророчеством – Любочка и Сашенька находят друг друга. Одним словом, милая незатейливая пасторалька. Но режиссер расширяет рамки текста. Обращаясь к эпохе символизма, Агеев насыщает спектакль множеством ассоциаций с культурой того времени. Со сцены цитируется статья Белого “Апокалипсис в русской поэзии”, возникают фантазии на тему культа Прекрасной Дамы. Вместо воспроизведения деревенской картинки на сцене – только строгий светлый полиэтилен, похожий на струи воды и воздуха (художник Марина Филатова). За счет затейливой игры света история перемещается в самые разные измерения – от привычно-земного до призрачно-потустороннего. Немного “растекающийся” жанр здесь становится достоинством спектакля. Агееву удалось соблюсти ту грань, на которой можно изящно балансировать, уклоняясь то в комедию, то в притчу, то в конкретику, то в “размышления на тему”. А чтобы дать актерам дополнительные пространства для игры, режиссер додумал сложную вязь взаимоотношений между героями. Да и сами герои получились весьма оригинальными. Сашенька Блок (Артем Смола) и Андрей Белый (Анатолий Белый) – настоящий дуэт из комедии дель арте: первый – Пьеро, печальный и сверхчувствительный, оплакивающий и прошлое, и настоящее, и будущее, заменяющий поступки вздохами; второй – Арлекин, веселый и заводной, порой даже слишком, любящий сумбур и безумства. Дополняют картинку колоритные родители: маменька Блока (Ольга Лапшина), деловитая, напористая дама, готовая каждого уморить своими заботами, и химик Дмитрий Иванович (Алексей Багдасаров), с одной стороны, инфернальный чернобородый колдун с недобрым огнем в глазах, эдакий Фома Магнус, сын дьявола из романа Леонида Андреева “Дневник Сатаны”, а с другой – симпатичный деревенский дядюшка, обаятельный и гостеприимный. Он вдохновенно колдует над воображаемыми спиртовками, обо всех вещах судит просто, без затей и всю дорогу гуляет с огромными ножницами в руках: хобби у него – чемоданы делать. А чтобы этим двоим было еще веселее на сцене, режиссер сочинил между ними легкий летний романчик, придающий происходящему пикантность. А пока маменька увивается за Дмитрием Ивановичем, Сашенька Блок неожиданно и впрямь обретает придуманный в стихах идеал в лице Любочки (Анна Невская). Эта Прекрасная Дама имеет в спектакле вид существа потустороннего (ее место обитания – огромный стеклянный шкаф), созданного не то папашей-алхимиком, не то воспаленным поэтическим воображением. Она – некий компонент земной гармонии, “пятый элемент”, носитель любви. При том что глаза у нее по-земному блестят и говорит она обычно, Сашенька ощущает в ней космическое начало и готов молиться ей, как идолу (эта сцена, неожиданно пронзительная, необычайно удалась актерам, особенно Артему Смоле, показавшему себя отличным лирическим героем). Однако здесь в высокие материи вторгнется неугомонный Белый, имеющий о культе Прекрасной Дамы свои представления. Идеологические разногласия поэтов перерастут в банальную дуэль, но вскоре все окончательно помирятся и развеселятся. В том числе и зрители. Последних, правда, режиссер тут же и озадачит, заставив долго размышлять над увиденным. Ибо головокружительный замес из красот Серебряного века и театральных приемов комедии дель арте, биографических изысков из жизни “великих” и сегодняшних насмешек над ними потребует призвать на помощь весь имеющийся в наличии культурный багаж. Владимир Агеев сочинил столь насыщенный сценический раствор, что жди взрыва. Прямо как у химика Дмитрия Ивановича в лаборатории.
Культура, 6 февраля 2003 года
Алиса Никольская
******************************************************************
«ОБЛОМOFF» В ЦЕНТРЕ ДРАМАТУРГИИ И РЕЖИССУРЫ П/Р А.КАЗАНЦЕВА
ОБЛОМОFF / ON
Человек-дитя
Он играет в прятки, в пятнашки, в салочки, в жучка. Он делает «домик» и тогда его нельзя «салить». Или он прячется в домике, сделанном из стола и скатерти. Он не просто играет, он весь, целиком, присутствует в игре, он живёт в Игре. Мира взрослых он не боится, ему просто там не интересно, потому что там - бизнес, работа. А это очень скучно, в сравнении с его занятиями. И самое главное – ни одна работа не занимает человека целиком, а только какую то маленькую его часть, например – умение писать, или считать. Поэтому он с таким интересом рассматривает, словно существ из другого мира, курьеров – что это за люди такие, которые бегают по звонку, как заводные. Взгляд на Обломова как на Ребёнка многое открывает в этом каноническом образе. Стоило конструировать и создавать Обломова-Ребёнка, хотя бы для того, чтобы увидеть эти чистые и светлые глаза Обломова-Скворцова, а уж увидеть его во время Игры – это значит увидеть счастливого человека, это значит увидеть «что такое счастье». Такой взгляд на Обломова оказался для меня очень неожиданным и очень информативным. Обломов-Дитя – это открытие этого спектакля. Но в то же время этот Обломов несколько уже романного Обломова. Романный Илья Ильич был, прежде всего, добрым, за это его и любили – и Агафья Мавеевна, и Ольга, и Штольц. Это самый добрый герой русской литературы. Обломов-Скворцова – дитя, ребёнок, а дети находятся по ту сторону добра и зла. Он чист душой, но этот ребёнок находится вне этого понятия - доброта. Вспоминаю Обломова-Табакова: доброта просто лучилась из его толстощёкого лица. Увы, в спектакле (и в пьесе Угарова) совсем не было мечтаний, грёз Обломова – мероприятий, в которых он существовал целиком. А ведь на сцене Центра Высоцкого есть место, где их можно было разместить - балкончик, на котором находились музыканты. Вместо грёз у Обломова-Скворцова были Игры.
Взрослые
У Обломова замечательный антипод в спектакле – абсолютно взрослый Штольц-Белый, крутой бизнесмен, играющий на бирже, немецкий акцент делает его ещё более взрослым и крутым. Сам факт дружбы этих столь разных людей может удивить, если не знать предыстории – они вместе росли, у них было общее детство. Только Андрей – вырос, а Илья – остался ребёнком. Видно как они искренне радуются друг другу – общее детство, общие воспоминания.
Удивительно обаятельная Ольга, и что самое важное – видно, что любит Илью. Когда читаешь роман, то становишься на точку зрения И.И., и уже трудно представить женщину, которая полюбит этакого увальня.
ОбломOff / On
Off / On – аббревиатура, знакомая каждому: ON – включено, OFF – выключено. Обломов – человек не такой как все, человек-дитя в мире взрослых, человек? выпавший из жизни, которой живут все остальные люди. Попав в домик вдовы, он выпадает из мира ещё более, жизнь его останавливается, и он становится почти мёртвым (вспомним, как она его кормят из клизмы), а потом и умирает, а значит: ON- как все, OFF – обломов, ON – живой, OFF – мёртвый. ОбломOFF.
******************************************************************
БЕЛЫЙ ДЖАЗ ДЛЯ ДВУХ ПЬЕРО - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР НАЦИЙ
Краткость - сестра талланта. Спектакль длился всего-навсего 1 час 20 мин. Но и того показалось мало. Публика, подобно хищнице акуле, проглотила "Белый джаз" не поперхнувшись. Я тоже долго не мог поверить в тот факт, что время пролетело настолько незаметно.
Изящная и легкая по стилю пьеса Эдмона Ростана "Два Пьеро, или Белый ужин" никогда не шла на отечественной сцене. Ростан – самый романтичный автор из всех романтиков, больше известный как автор великолепного "Сирано де Бержерака" – написал историю в самом конце 19 века.
Но, в отличие от серьезности и пылкости "Сирано…" эта пьеса полна иронии и лукавства. А в спектакль, как его задумали в Театре Наций, врывается эпоха джаза: пятнадцать знаменитых хитов Дюка Эллингтона вплетены в действие. Ирония драматурга великолепно сочетается с джазовой элегией Эллингтона: оба они умеют красиво рассказать о любви, один – с фантастическим юмором французского романтизма, другой – эротично и страстно, как это свойственно афро-американской музыкальной культуре. Один из Пьеро - с виду шут, другой - вечно унылый и плаксивый.
Подчиняясь фантазии режиссера-хореографа, надев маски героев, супер-синтетические актеры разыгрывают любовную драму Ростана. Они ссорятся, объясняются в любви, смеются и танцуют степ в джазовых импровизациях. И при этом поют многоголосые ансамбли – и очень неплохо!
Каждый из Пьеро старается покарить нежное девичье сердце. Оба ведут себя естественно и непринужденно. А что же дама их сердца? Та окрылена своим успехом над покарением мужчин, притом до такой степени, что не может сделать выбор из всех своих поклонников.
Так в чем же женское счастье? В словах ли о любви, ласкающих слух? Скупых ли мужских слезах? Или всё же в яркой солнечной личности, способной поднять настроение в любой момент, несмотря на то, что его изнутри рвут на куски переживания и депрессия?
Может всё же стоит прислушываться не к словам, а к сердцу?
******************************************************************
МЮЗИКЛ ДРАКУЛА
Величайший современный мюзикл. Масштабный, чарующий эпос, который восхищает каждым своим мигом, каждым эпизодом повествования. В нем есть все: любовь и ненависть, добро и зло, смерть и вечная жизнь.
Мюзикл «Дракула» называют мюзиклом XXI века. В основе сюжета древняя легенда о графе Дракуле из Трансильвании. Новая постановка - это блистательное шоу с участием великолепных актеров, талантливых танцовщиков и певцов; это - романтическая мистерия, построенная на световых и эмоциональных контрастах. Уникальность мюзикла и в великолепной постановке на музыку Карла Свободы, где каждая партия – хит, музыка, которая сдувает многовековой прах с бессмертных преданий.
******************************************************************
МЮЗИКЛ "ИСТВИКСКИЕ ВЕДЬМЫ"
...В крошечном городке Новой Англии — Иствике — три одинокие домохозяйки изнывают от тоски. Они уже не верят в то, что когда-нибудь в их жизни появится ТОТ САМЫЙ МУЖЧИНА, но они мечтают, колдуют, пьют мартини… И ОН является…
Прокатчики утверждают, что "это самый эротичный, самый остроумный, самый волшебный мюзикл года". В подтверждение то ли эротичности, то ли остроумия приводятся следующие технические параметры: ЗD графика, 5,5 тонны воды, которая льется на сцене в течение 5 минут, меняющийся несколько раз за пару секунд интерьер сцены, полеты на люстре и трюки, выполненные на уровне цирковых, а также настоящие взрывы и фейерверки. К этому великолепию прилагаются еще народный артист Дмитрий Певцов в роли дьявола и актрисы Нонна Гришаева, Анна Большова, Анна Невская и другие.